Согласно принятым поправкам большая часть изменений вступит в силу с 1 июля 2018 года. Заказчикам надо будет скорректировать положения о закупках не позднее 1 января 2019 года.
Среди изменений, которые предусмотрены проектом, выделим следующие:
1) Из под действия закона выведены закупки между взаимозависимыми лицами, а также закупки заказчиков, зарегистрированных за рубежом (для зарубежных закупок);
2) Учредители вправе утвердить типовые положения для бюджетных учреждений, автономных учреждений, унитарных предприятий и определить перечни тех лиц, которые должны их воспринять;
3) Дочки и внучки вправе присоединяться к положению о закупках материнской компании;
4) Вводится обязательность проведения закупок у субъектов малого и среднего бизнеса (далее - СМСП) в электронной форме. Такие закупки планируются к проведению только на 6 площадках, отобранных для 44-ФЗ (Правительство может исключить кого-то из них для применения в законе 223-ФЗ), при этом деньги в обеспечение заявок вносятся не на счет на площадке, а на счет в банке. Договор с СМСП про итогам закупки заключается в электронной форме через площадку;
5) Все остальные закупки должны проводиться в электронной форме, если иное НЕ сказано в положении.
6) Устанавливаются следующие способы закупок (при этом они являются ВСЕ торгами!):
- конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
- аукцион (открытый аукцион, аукцион в электронной форме, закрытый аукцион);
- запрос котировок (запрос котировок в электронной форме, закрытый запрос котировок);
- запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
- иные способы могут быть предусмотрены положением о закупке;
7) из понятия участники закупки убрали слова которые соответствуют требованиям , то есть теперь кто не соответствует требованиям тоже является участником закупки;
8) определены правила описания объекта закупки, товарные знаки, изготовителей в документациях надо сопровождать словами или эквивалент, но предусмотрены исключения из данного правила;
9) Корпорация МСП вправе в судебном порядке и в ФАС России обжаловать действия заказчиков. Такое же право есть и у региональных органов, которые занимаются мониторингом;
10) Изменены нормы об обжаловании закупок, круг оснований расширен, однако ФАС России теперь не вправе выйти за пределы доводов жалобы, а кроме того, обжаловать действия/бездействия, которые совершены после вскрытия заявок, могут только те, кто подавал заявки;
11) Закупку можно отменить только до окончания приема заявок, потом только в случае форс-мажора по основаниям ГК РФ;
12) Для конкурентных закупок обязательно создавать комиссию;
13) Заключение договора должно приходиться на 2-ую десятку дней после размещения в ЕИС итогового протокола, т.е. на законодательном уровне закреплен десятидневный мораторий на заключение контракта;
14) Конкурсы и аукционы публикуются за 15 дней (ранее было 20), ЗК - за 5 рабочих дней, ЗП - за 7 рабочих дней. Если закупка только для СМСП в электронной форме - все сроки короче;
15) При НМЦ до 5 млн. рублей нельзя требовать обеспечение заявок, при НМЦ более 5 млн. рублей Заказчик вправе установить требование об обеспечении заявок, который не должен превышать 5% от НМЦ;
16) Предусмотрена возможность определения нескольких победителей в 1 закупке;
17) При закупках у единственного источника публиковать извещение необязательно, но возможно, если положение предусматривает данные действия;
18) Три варианта указания НМЦ в закупочной документцаии:
- сведения о начальной (максимальной) цене договора (цена лота);
- либо формула цены, устанавливающая правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику (исполнителю, подрядчику) в ходе исполнения договора, и максимальное значение цены договора;
- либо цена единицы товара, работы, услуги и максимальное значение цены договора;
19) Разрешено не размещать в ЕИС информацию о закупках, связанных с приобретением прав на недвижимость;
20) Заказчики вправе создавать корпоративные информационные системы, которые могут сшиваться с ЕИС.