Особенности закупки противогололёдных реагентов

  • 23.10.2018 16:46

Основной проблемой любой закупки является описание конкретного объекта закупки, поскольку от степени проработанности такого описания зависит результат, который получит заказчик по итогам исполнения контракта.

Описанию объекта закупки посвящена статья 33 Закона о контрактной системе. Правилами описания объекта закупки предусмотрено обязательное включение в закупочную документацию информации о функциональных, технических и качественных характеристиках,  при необходимости эксплуатационных характеристики объекта закупки. Описание объекта закупки должно носить объективный характер.

В связи с тем, что с 1 июля 2016 г. использование национальных стандартов в сфере закупок стало обязательным: при осуществлении закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ заказчики обязаны при описании объекта закупки использовать документы национальной системы стандартизации.

Следовательно, исходя из необходимости достижения результатов и эффективности закупки, заказчик самостоятельно определяет и описывает требования к объекту закупки, в том числе с учетом требований отраслевого законодательства, ГОСТ и иных документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации.

Закон о контрактной системе устанавливает требования и к составу заявки на участие в закупке. При этом установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе, не допустимо.

Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна включать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе (п. 3 ч. 5 ст. 66). При этом требовать представления указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром при поставке, нельзя.

Таким образом, требования к составу заявки заказчик определяет с учетом требований отраслевого законодательства Российской Федерации. В отношении противогололедных реагентов в настоящее время действует «ГОСТ 33387-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололёдные материалы. Технические требования». Данным ГОСТ определено, что при изготовлении и применении противогололёдных материалов необходимо соблюдать требования безопасности, установленные на национальном уровне, настоящим разделом и паспортом безопасности.

Кроме того, ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет, что

Согласно статье 1 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Закон N 174-ФЗ) экологическая экспертиза представляет собой установление в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды.

Проекты технической документации на новые технику, технологию, вещества, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе федерального уровня (ч. 5 ст. 11 Закона № 174-ФЗ).

Новая продукция- имеет признаки:

- впервые изготавливается в стране,

- отличается от имеющейся улучшенными свойствами или характеристиками,

- получает новое обозначение.

К новой продукции относятся также модернизированная и модифицированная продукция (Р 50-605-80-93).

С учетом изложенного, если объектом закупки является поставка противогололёдных реагентов, то заказчик обязан установить требование о предоставлении документов, подтверждающих соответствие такого товара требованиям (положительное заключение ГЭЭ федерального уровня), установленным отраслевым законодательством, за исключением случаев, если указанные документы предаются совместно с товаром, а при закупке работ, при выполнении которых используется такой товар, в описание объекта закупки должно включаться положение о необходимости использования товара, соответствующего нормам отраслевого законодательства, и до начала выполнения работ участник закупки должен предоставить такие документы, подтверждающие такое соответствие.

Обращаем Ваше внимание, что ст. 30 Закона №174-ФЗ предусматривает перечень возможных нарушений законодательства об экологической экспертизе:

- непредставление документации на экологическую экспертизу;

- реализация объекта экологической экспертизы без положительного заключения государственной экологической экспертизы;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности, не соответствующей документации, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Подводя итог, нужно отметить, что использование (применение) противогололёдного реагента, не получившего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня, содержит признаки нарушения законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе.

Документ: Письмо Федеральной антимонопольной службы от 23 июля 2018 г. N АК/57142/18 "О конкурсных процедурах при закупках противогололёдных реагентов".