Федеральная антимонопольная служба РФ вынуждена пересмотреть порядок работы с жалобами, поступающими по 223-ФЗ. Причиной этому стали опубликованные постановления Верховного суда РФ.
Суд конкретизировал условия, при которых применяется ускоренная процедура рассмотрения жалоб, проступивших по 223-ФЗ.
Так, уточняется, что срочный порядок проверки применим не ко всем жалобам. В частности, ускоренному рассмотрению подлежат исключительно обращения, поданные по основаниям части 10 ст. 3 223-ФЗ. Суд подчеркнул, что данная норма содержит закрытый список оснований и здесь не могут применяться нормы Закона о защите конкуренции (ст. 18.1 в частности).
Напомним, что Федеральный закон N 135 «О защите конкуренции» предусматривает 7-дневный срок рассмотрения жалоб о нарушении торгов. Небольшой срок рассмотрения обращений позволял антимонопольщикам своевременно вносить предписания об устранении нарушений и препятствовать заключению контрактов по итогам торгов, проведенных ненадлежащим образом.
Но с уточнением регламента ситуация меняется. Теперь даже грубые нарушения, не вошедшие в перечень в ч. 10 ст. 3 223-ФЗ будут обрабатываться в обычном порядке. Это значит, что срок их рассмотрения увеличивается до нескольких месяцев. А при таких сроках не имеет смысла указывать на допущенные в торгах нарушения, так как в большинстве случаев подписание контрактов к этому моменту уже состоялось.
При этом отметим, что рассмотрение в ускоренном режиме по-прежнему применяется к жалобам на действия, ограничивающие конкуренцию, предусмотренные ст. 17 закона о конкуренции.
Итак, подытожим. Согласно определению Верховного суда РФ, ускоренный порядок рассмотрения применим к жалобам на госзакупки, поданным по основаниям ч. 10 ст. 3 223-ФЗ, либо содержащим ссылки на ч 1, 5 ст. 17 135-ФЗ «О защите конкуренции». Обращения, не соответствующие данным условиям, ждет процессуальный возврат.
Добавим, что в Госдуму уже внесён проект поправок к 223-ФЗ. Документ расширяет перечень оснований для обжалования действий госкомпаний. По словам главы ФАС Игоря Артемьева это позволит защитить права и интересы предпринимателей, работающих на рынке государственных закупок и коммерческих тендеров.